юридические услуги и юридические консультации
Юридический центр правовой поддержки бизнеса Санкт-Петербургский
Юридический центр правовой
поддержки бизнеса
 

Организация проведения стимулирующих лотерей:
новеллы Российского законодательства
и практика применения

Главная Написать письмо Карта сайта
 
Главная Услуги Публикации Результаты работы Контакты
Публикации
Внешнеэкономическая деятельность
Юридическое сопровождение бизнеса
Регистрация лотерей
Регистрация сделок с недвижимостью
Услуги
Юридические услуги
Бухгалтерские услуги
Комплексные программы
Публикации > Регистрация лотерей > Организация проведения стимулирующих лотерей

Организация проведения стимулирующих лотерей

В переводе с итальянского языка
слово «лото» (lotto) значит судьба…


Каждый из нас хоть раз в жизни играл в эту увлекательную игру.

Первые лотереи были проведены в Древнем Риме в 1 веке до н.э. Император бросал в толпу керамические таблички с изображениями призов. Поймавший табличку получал изображенный на ней приз. На средства, вырученные от лотереи, которая была организована императором Августом, строился Рим.

В Россию лотерею завез Петр Первый. Царь своим указом назначил «тиражную комиссию». В нее входили два ребенка, которые на глазах у всех тянули из ящика лотерейные билеты. Московский часовщик Яков Гассенус, который явился организатором розыгрыша, тут же раздавал призы победителям. В основном это была забава аристократов и знати. С помощью лотерейных билетов разыгрывались модные костюмы, парики, украшения, посуда.

Сегодня на рынке многие компании прибегают к лотерее, как к маркетинговому ходу, стимулирующему увеличение продаж продукции, работ или услуг.

Однако при организации стимулирующей лотереи следует учитывать некоторые особенности, которые мы рассмотрим в нашей статье.

В КАКИХ СЛУЧАЯХ РОЗЫГРЫШ ЯВЛЯЕТСЯ СТИМУЛИРУЮЩЕЙ ЛОТЕРЕЕЙ?

Основным нормативно-правовым актом, который регулирует организацию и проведение стимулирующих лотерей, является Федеральный закон от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" с изменениями, внесенными от 21 июля 2005 г., 2 февраля 2006 г., 23 июля 2008 г., 29 июня, 27 июля 2010 г. (далее по тексту – Закон «О лотереях»).

Согласно статье 2 Закона «О лотереях» лотерей является игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если будет признана выигравшей в соответствии с условиями.

Договор между организатором и участником лотереи заключается на добровольной основе. Он оформляется путем выдачи лотерейного билета (квитанции или другим способом, предусмотренным условиями лотереи, к примеру, при проведении стимулирующей лотереи - купоном и т.п.).

Стимулирующая лотерея - это лотерея, то есть игра, основанная на риске (т.е. выигрыш в нем является случайным и ничем не обусловлен), право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (п. 3 ст. 3 Закона "О лотереях").

Стимулирующую лотерею, следует отличать от акций, которые не связаны с проведением розыгрыша.

Например, если по условиям акции призы получат первые 100 человек, приславших на абонентский ящик организатора три этикетки товара, с реализацией которого связано проведение акции, то такая акция не является лотереей, так как выигрыш в ней не случайный.

Не относится стимулирующей лотерее и акция, по условиям которой участник, купивший 3 единицы товара, с реализацией которого связано проведение акции, получает еще 1 единицу данного товара в подарок.

Конкурсы, в рамках которых призы получают самые умные, сильные, одаренные и т.п., также не являются стимулирующей лотерей, так как победитель определяется по оценке его действий и его способностей.

Таким образом, если в акции отсутствует элемент случайности получения выигрыша и выбора победителя, то данная акция не является стимулирующей лотереей.

Далее мы подробно поговорим о проблемах, с которыми может столкнуться организатор стимулирующей лотереи при ее проведении.

КТО МОЖЕТ БЫТЬ ОРГАНИЗАТОРОМ СТИМУЛИРУЮЩЕЙ ЛОТЕРЕИ?

Организатором стимулирующей лотерей может выступить юридическое лицо резидент Российской Федерации, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, физические лица, юридические лица - нерезиденты РФ, а также индивидуальные предприниматели не могут выступать организаторами лотереи.

Также принимая во внимание положения п.3. ст.7. Закона «О лотереях» организатором лотереи может выступить организация, которая не имеет задолженности по уплате налогов.

На практике крупные компании, владельцы известных торговых брендов, для проведения лотерей привлекают по договору на оказание услуг по организации и проведению стимулирующей лотереи рекламные агентства, которые и выступают в качестве организаторов стимулирующих лотерей.

Закон «О лотереях» не содержит положений, о том, что организатором лотереи может быть только лицо, которое является владельцем торговой марки (бренда). Данная позиция нашла свое подтверждение в письме Минфина от 16.08.2006 N 03-03-04/1/631 и от 06.05.2006 N 03-03-04/1/419. В нем Минфин указал, что рекламное агентство может выступать организатором стимулирующей лотереи, естественно, если ее проведение непосредственно связано с реализацией какого-либо товара или услуги на основании уведомления, предусмотренного ст.7 Закона «О лотереях».

КАК ОФОРМИТЬ ДОКУМЕНТЫ НА ПРОВЕДЕНИЕ СТИМУЛИРУЮЩЕЙ ЛОТЕРЕИ?

Право на проведение стимулирующей лотереи возникает у организатора только при условии направления соответствующего уведомления в уполномоченное властями ведомство. Уведомление должно быть направлено за 20 дней до дня проведения лотереи (ст.7 Закон «О лотереях»).

Закон не раскрывает понятие "день проведения лотереи". На практике - это первый день акции.

В случае если лотерея проводится на федеральном уровне, т.е. более чем в одном субъекте Федерации, уведомление направляется в Федеральную налоговую службу Российской Федерации по адресу: 127381, Москва, Неглинная дом 23.

Уведомление о проведении региональной стимулирующей лотереи, проводимой на территории одного субъекта РФ, подается в ведомство, назначенное региональными властями.

В Санкт-Петербурге таким ведомством является Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли. Документы сдаются через канцелярию по адресу: 190000, Санкт-Петербург, Вознесенский проспект, дом 16, каб. 103.

Если лотерея проводится в одном муниципальном округе то, в этом случае уведомление о проведении лотереи направляется в орган, уполномоченный местными властями.

Согласно статье 7 Закона «О лотереях» уведомление о преведении лотереи должно содержать:

  • сроки проведения лотереи;
  • способ организации лотереи: тиражная, бестиражная или комбинированная;
  • территория проведения лотереи: всероссийская, региональная или муниципальная,
  • данные об организаторе лотереи;
  • наименование товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи.

К уведомлению должны быть приложены следующие документы:

  • условия стимулирующей лотереи;
  • описание способа информирования участников о сроках проведения лотереи и ее условиях;
  • описание признаков или свойств товара (услуги), позволяющих установить взаимосвязь такого товара (услуги) и проводимой стимулирующей лотереи;
  • описание способа заключения договора между организатором стимулирующей лотереи и ее участником;
  • описание способа информирования участников о досрочном прекращении ее проведения;
  • засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов организатора стимулирующей лотереи;
  • порядок хранения невостребованных выигрышей и порядок их востребования по истечении сроков получения;
  • выданная налоговыми органами справка о наличии или об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов.

Из своей практики хочу отметить, зачастую организаторы лотереи не придают особого значения справке об отсутствии задолженности по уплате налогов перед бюджетом. Как правило, в последний момент выясняется, что на компании висит незначительная недоимка. Задолженность даже в одну копейку является основанием для запрета проведения лотереи. Во избежание недоразумений мы рекомендуем организаторам своевременно убедиться в отсутствии на лицевом счете недоимки или разобраться в причинах ее возникновения, и только потом подавать заявление на выдачу справки.

ОБРАЗЕЦ УВЕДОМЛЕНИЯ О ПРОВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СТИМУЛИРУЮЩЕЙ ЛОТЕРЕИ

От 08 июля 2011 года исх. № 77

В ФЕДЕРАЛЬНУЮ НАЛОГОВУЮ СЛУЖБУ (ФНС России)
127381, Москва, Неглинная, 23
Телефоны: 913-00-09; Телефакс: 913-00-05; www.nalog.ru
От Генерального директора ООО «Мегаполис»
______________________
Адрес:____________________________
Контактный телефон

Уведомление
о проведении негосударственной всероссийской
бестиражной стимулирующей лотереи «Возьми по дороге домой!»

Общество с ограниченной ответственностью «Мегаполис», в лице Генерального директора ___________ действующего на основании Устава, на основании п. 2 ст. 7 ФЗ «О лотереях», уведомляет о намерении провести негосударственную всероссийскую бестиражную стимулирующую лотерею «Возьми по дороге домой!» в обычном режиме на всей территории Российской Федерации (Всероссийская стимулирующая лотерея). Сроки проведения лотереи: с 01 августа 2011 года по 31 августа 2011 года.

Наименование товара, с реализацией которого связано проведение стимулирующей лотереи – Любой из товаров торговой марки Schwarzkopf на сумму от 299 рублей, приобретенный участником лотереи в период с 01 августа 2011 г. по 31 августа 2011 г. в одном из магазинов «Улыбка радуги»

Предложение на участие в лотерее, будет сопровождаться размещением в местах продажи товара, с реализацией которого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи на территории РФ в торговых точках на информационных носителях (плакаты и листовки) предложения на участие в проводимой стимулирующей лотерее, размещаемого способом, позволяющим без специальных знаний установить связь товара и проводимой стимулирующей лотереи.

К настоящему Уведомлению прилагаются следующие документы на 10 листах:

  • 1) Условия стимулирующей лотереи;
  • 2) Описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о сроках проведения и ее условиях;
  • 3) Описание признаков или свойств товара (услуги), позволяющих установить взаимосвязь такого товара (услуги) и проводимой стимулирующей лотереи;
  • 4) Описание способа заключения договора между организатором стимулирующей лотереи и ее участником;
  • 5) Описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о досрочном прекращении ее проведения;
  • 6) Засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов организатора стимулирующей лотереи, включая Устав, свидетельство о присвоении ОГРН, свидетельство о присвоении ИНН, свидетельство о регистрации МРП или ГРП, информационное письмо о присвоении кодов статистики, выписка из протокола о назначении единоличного исполнительного органа юридического лица, справка об отсутствии задолженности перед бюджетом;
  • 7) Порядок хранения невостребованных выигрышей и порядок их востребования по истечении сроков получения выигрышей;
  • 8) Справка, выданная МИФНС N ___ по г. Санкт-Петербургу об отсутствии задолженности перед бюджетом по налогам и сборам.

Генеральный директор
ООО «МЕГАПОЛИС»

В КАКИХ СЛУЧАЯХ ЗАПРЕЩЕНО ПРОВОДИТЬ СТИМУЛИРУЮЩУЮ ЛОТЕРЕЮ?

В ряде случаев налоговики могут запретить проведение стимулирующей лотереи (ч. 3 ст. 7 Закона "О лотереях"):

  • представлен неполный комплект документов, необходимый в соответствии с Законом «О лотереях»;
  • несоответствие представленных документов требованиям Закона «О лотереях»;
  • представлены недостоверные сведения;
  • наличие у организатора лотереи задолженности по уплате налогов и сборов.

Если уполномоченный орган не находит оснований для запрета лотереи, он заносит ее в единый государственный реестр лотерей и присваивает регистрационный номер, о чем сообщает организатору.

Единый государственный реестр, содержащий сведения по лотереям, в актуальном виде можно найти на официальном сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации

КАКИЕ ШТРАФЫ ПРЕДУСМОТРЕНЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СМТИМУЛИРУЮЩЕЙ ЛОТЕРЕИ?

Проведение лотереи без направления в установленном порядке уведомления влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 4 000 до 20 000 руб., на юридических лиц от 50 000 до 500 000 руб. Эта мера ответственности предусмотрена ч. 1 ст. 14.27 Кодекса Российской Федерации «Об административных правонарушениях» (далее по тексту – КоАП РФ). Срок давности привлечения к ответственности составляет один год (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Рассматривать дела об административных правонарушениях могут только арбитражные суды (ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

Протокол об административном правонарушении вправе составить сотрудники милиции, а также представители уполномоченного органа.

КАК ГРАМОТНО ЗАВЕРШИТЬ ПРОВЕДЕНИЕ СТИМУЛИРУЮЩЕЙ ЛОТЕРЕИ?

В соответствии со ст. 16 Закона «О лотереях» при прекращении проведения стимулирующей лотереи организатор обязан опубликовать в средствах массовой информации (далее по тексту-СМИ) соответствующее сообщение или иным способом публично уведомить о таком прекращении.

Организатор стимулирующей лотереи обязан провести розыгрыш призового фонда, предназначенного для выплаты, передачи или предоставления выигрышей, и выплатить, передать или предоставить выигрыши выигравшим участникам стимулирующей лотереи, заключившим договоры на участие в такой лотерее до даты опубликования сообщения о прекращении проведения лотереи или иного публичного уведомления о таком прекращении.

Помимо публикации в СМИ организатору лотереи необходимо сдать отчетность. Сдача отчетности регламентируется приказом Минфина России от 9 августа 2004 г. N 66. Данным приказом утверждены формы и сроки представления отчетности по стимулирующим лотереям.

В течение месяца по окончании лотереи организатор обязан предоставить отчет в тот же орган, куда направлял уведомление.

На практике, при проведении всероссийской лотереи, отчетность сдается в налоговую инспекцию по месту регистрации организатора, Федеральная налоговая служба РФ отчетность по лотереям не рассматривает.

Если срок проведения лотереи составляет несколько месяцев, то предусмотрена также подача ежеквартальной отчетности. В этом случае организатор стимулирующей лотереи обязан ежеквартально представлять отчетность по лотерее в течение 30 дней по окончании квартала. Ответственность за непредставление или несвоевременное предоставление в государственный орган (должностному лицу) отчетности предусмотрена ст. 19.7 КоАП РФ

Обратите внимание, ведение бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организатором лотереи подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке (ст. 23 Закона "О лотереях"). Организатор лотереи обязан ежегодно публиковать годовой отчет о проведении соответствующей лотереи и результаты обязательной ежегодной аудиторской проверки в СМИ, распространяемых на территории проведения соответствующей лотереи, и (или) размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее 1 июня года, следующего за отчетным годом (ст. 20 Закона «О лотереях»).

ЧТО ЖДЕТ СТИМУЛИРУЮЩИЕ ЛОТЕРЕИ?

На сегодняшний день в Государственной Думе Российской Федерации обсуждаются новые изменения и дополнения к Федеральному закону "О лотереях" (далее по тексту- «Законопроект»).

Это связано с существующими фиктивными схемами, позволяющими под видом стимулирующих лотерей проводить азартные игры.

Кратко отмечу ряд изменений, которые отражены в «Законопроекте» по стимулирующим лотереям:

  • вводится разрешительный порядок проведения стимулирующих лотерей. Напомню, на сегодняшний день действует уведомительный порядок;
  • вводится уплата государственной пошлины за выдачу разрешения на проведение стимулирующих лотерей;
  • справка, выданная налоговыми органами справка о наличии или об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов должна быть на последнюю отчетную дату перед представлением заявления о предоставлении разрешения на проведение лотереи.

В действующем Законе «О лотереях» дата, на которую должна отсутствовать задолженность, не определена:
- установлены ограничения к местам проведения стимулирующих лотерей.

места выдачи призов победителям стимулирующей лотереи, места проведения розыгрыша призового фонда стимулирующей лотереи не могут быть расположены:

  • 1) в помещениях и на территории предприятий розничной торговли, общественного питания и сферы услуг, в которых осуществляется розничная продажа товаров и услуг, участвующих в стимулирующей лотерее;
  • 2) в зданиях, строениях и сооружениях, в которых расположены детские, образовательные и медицинские организации;
  • 3) в зданиях, строениях и сооружениях, в которых расположены культовые и религиозные организации.

Законопроект находится только на стадии обсуждения, и неизвестно найдут ли место положения, изложенные выше, в Законе «О лотереях». Сегодня товаропроизводители имеют возможность повышать свои продажи, прибегая к такому эффективному способу, как стимулирующие лотереи.

А нам остается надеяться, что законотворцы разумно подойдут к изменениям и дополнениям к Закону «О лотереях» и не лишат возможности производителей продвигать свои товары и услуги современными способами стимулирования сбыта своей продукции – с помощью стимулирующих лотерей.

Телефон юридического центра СПб

190068, Санкт-Петербург,
наб. кан. Грибоедова, дом 126, офис 100
тел. +7 (921) 944-85-15
тел. +7 (812) 372-56-85

Главная | Услуги | Публикации | Результаты работы | Контакты

Полное или частичное копирование материалов, размещенных на данном сайте, запрещено. Все права защищены.

Юридический центр
правовой поддержки бизнеса
Copyright © 2007-2021
www.spblawcenter.ru